Дата в истории. 90-летие со дня открытия Дворца культуры БМЗ

  • Posted on: 19 January 2019
  • By: koms
Рубрика: 

Просматривая первый в этом году номер «Брянской правды», зацепился взглядом за «Брянский календарь»… Если точнее, «притормозил» на дате 20-е января – предстоящем 90-летии со дня открытия Дворца культуры БМЗ... И неожиданно ударился в воспоминания…

Нет, нет – я не настолько стар, чтобы иметь честь хоть в какой-то мере быть причастным к возведению этого хорошо известного жителям города культурного заведения. Мои воспоминания – иного рода. Это, скорее, даже не воспоминания, а размышления…

1929-й год. Всего лишь 12 лет после свершения Октябрьской революции… Ещё меньше – после разгрома белогвардейщины, изгнания интервентов, окончания кровопролитной Гражданской войны… А «кровожадные большевики» уже вовсю наступают на безграмотность, развивают образование, «насаждают» культуру…

И, где-то в подсознании, – искорка-мысль: что же нынешние «потомки высококультурных дворян» почти за 30 лет после «возвращения в цивилизованную Европу» не могут похвалиться хоть чем-то подобным? Не очередным торговым гиперсараем, не «Макдональдсом», не сомнительной «развлекухой» типа «Велеса»… Похвалиться новым культурным заведением, новой супершколой… Хотя, о чём это я? Ни образование, ни культура у современных «дворянчиков-болванчиков» не в чести – потому и придумали «оптимизацию-кастрацию», режут по живому… Не в пример «кровожадным большевикам»…


1 мая 1927 г. – закладка Дворца культуры.

Дворец культуры завода «Красный Профинтерн» был торжественно заложен 1 мая 1927 года. Автор проекта – Леонид Иванович Савельев (1903–1965) – советский архитектор-конструктивист, работавший в проектной мастерской №2 Моссовета, которую возглавлял Академик архитектуры А.В. Щусев (1873-1949). Экспертом проекта выступил уже известный к тому времени архитектор-художник А.З. Гринберг. В рассмотрении проекта участвовали брянские архитекторы Фёдор Романович Амлонг и Виктор Константинович Филиппов.

О том, как шло строительство, можно судить по публикациям «Брянского рабочего». Вот лишь одна из них – едва ли не первая после начала работ:

«На том месте, где два с небольшим месяца назад были лишь вырыты котлованы под фундамент да высились штабели кирпича, горы песка и бутового щебня, теперь выросли массивные стены будущего памятника Ильичу – рабочего Дворца культуры в Бежице.

Ещё только местами здание выведено под крышу, а уже своим видом оно подавляет близлежащие постройки, не только ветхие, деревянные – гортеатр и кино «Горн», но и двухэтажный Нардом. За короткий двухмесячный период проделана большая, заметная для глаз работа.

Рабочим «профинтерновцам» было бы, пожалуй, небезынтересно побывать на новостройке именно сейчас, чтобы иметь представление о советском строительстве в стадии его производства, особенно интересна была бы такая экскурсия для тех, кто присутствовал 1-го мая на закладке.

Сейчас работы идут и внутри здания, и снаружи, и в земле, и над землёй: кладутся стены, вяжется каркас для цементирования, роются подвалы, подвозится и подносится материал.

Начальник построечного управления тов. Галкин К.А. – бывший металлист, слесарь Луганского паровозостроительного завода, знакомит с положением дел на постройке:

Снабжение материалами в данный момент для бесперебойного производства работ обеспечено. «Профинтерн» приступил к изготовлению стропил железных конструкций для крыши зрительного зала, в остальной части здания крыша в деревянных балках. Кладка стен должна быть закончена к 1 октября, к 20–25 октября – бетонные работы.

На постройке занято до 180 рабочих, подбор их сейчас вполне хорош, но первое время для земляных работ биржей труда присылались совсем не знакомые с этим делом люди, получалась недовыработка норм, застой в работах.

Остро ощущается недостаток в квалифицированной рабочей силе: трудно найти плотников. Четырёх арматурщиков для железобетонных работ пришлось выписать из Москвы. Есть опасения, что будет нехватка и в кровельщиках.

Средний дневной заработок каменщиков – 5 р. 50 к., чернорабочих по подноске материала, плотников и землекопов – 3–4 руб.

Для рабочих выстроено два барака, снабжённых отдельными топчанами с сенниками на них. Сейчас приступлено к отоплению бараков. Имеются две кухни – на работах и при общежитиях. Обед готовит первая, ужин – вторая кухня, таким образом, рабочие имеют возможность получать горячую, свежеизготовленную пищу.

Если подача материалов и в дальнейшем будет производиться так же, как и до сего времени, можно надеяться, что зима не застанет нас врасплох, и снег не вызовет перебоев в работе.

Ф.И.»

(«Брянский рабочий», 23 сентября 1927 г.)


Предвоенный ДК.

Немногим более полутора лет прошло с момента закладки, и 20 января 1929 года Дворец приняли в эксплуатацию! Это величественное здание в стиле конструктивизма – с широким подъездом, массивными дверями, светлым нарядным вестибюлем, зрительным залом на 1200 мест, лекционным залом и двумя библиотеками, многочисленными комнатами для кружков и коллективов художественной самодеятельности, могло вместить одновременно более 7 тысяч человек. Отделка помещений отличалась оригинальностью – фойе каждого этажа имело свой колер, все отделочные материалы – от дубового паркета до высокосортного листового стекла (бемского) для окон – были изготовлены на местных, брянских, предприятиях. (И опять искорка-мысль: ну, а ныне, хоть 21-й век уже, – смогли бы?)

Старшим производителем работ на строительстве дворца был архитектор-художник Виктор Константинович Филиппов. Руководил строительством М.Г. Шилянский, председатель строительного комитета Дворца – А.Ф. Чернышёв.

В 1937 г. 18 мая на площади перед дворцом был открыт величественный памятник В.И. Ленину. Автор – известный московский скульптор Вячеслав Андреевич Андреев, работавший с Верой Игнатьевной Мухиной.

Алексей ВАСИЛЬЕВ,

с использованием материалов интернет-сайтов.

Опубликовано в № 1 (1209) газеты «Брянская правда» от 1 января 2019 года.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет