Триумф и трагедия корабля-легенды. К 30-летию полёта «Бурана»

  • Posted on: 15 November 2018
  • By: koms
Рубрика: 

Этот единственный полёт стал «лебединой песней» отечественной космонавтики.


Изображение: buran.ru.

30 лет назад, 15 ноября 1988 года, в 6:00 по московскому времени с космодрома Байконур стартовал усовершенствованный советский аналог американского «Спейс шаттла» под названием «Буран». Продолжительность полёта составила 205 минут – корабль совершил два витка вокруг Земли и вернулся на аэродром «Юбилейный». Полёт прошёл в автоматическом режиме, стал предметом всесоюзной гордости и был занесён в книгу рекордов Гиннесса.

Идея использовать крылья на возвращаемом космическом аппарате возникла сразу же с началом полётов в космос. Это обуславливалось желанием использовать потенциальные возможности земной атмосферы (в первую очередь, управляемое торможение и точное маневрирование) и тем авиационным заделом, с которым первые ракетчики пришли в космонавтику. Поэтому наличие крыльев на спускаемом аппарате, движущимся в атмосфере, выглядело простым и логичным.

Работы над этим проектом были начаты Сергеем Королёвым, считавшим парашютную посадку бесперспективной, с 1958-го воздушно-космический самолёт (ВКС) проектировался в ОКБ-23 В.М. Мясищева, а уже в 1961-м прошли испытательные пуски аппарата, названного МП-1. По результатам этих пусков ОКБ-52 представило проект 6,3-тонного беспилотного ракетоплана Р-1, но после снятия благоволившего к Челомею Н.С. Хрущёва «воздушно-космическую» тематику у ОКБ-52 отобрали.

Однако в 70-х годах эта тема получила продолжение. В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа «Space Shuttle». Она была объявлена как национальная; затраты на программу планировались в 5 млрд. 150 млн. долларов в ценах 1971 г. По мнению советских учёных и военных, эта программа имела явное целевое военное назначение. Как раз в это время начали говорить о создании мощных лазеров, оружия на новых физических принципах, которое позволяет уничтожать ракеты противника на расстоянии в несколько тысяч километров. Создание «Бурана» как раз и предполагалось для отработки этого нового оружия в космических условиях. Таким образом, возникла необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника.

В 1975 году в СССР начались проектные работы над советским «шаттлом», а 12 февраля 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановили создать космическую систему «Энергия-Буран».

После 12 тяжёлых лет разработок и испытаний, напряжённый труд многих людей завершился триумфом 15 ноября 1988 года.

Космодром Байконур. На старте – МРКК «Энергия-Буран». Циклограмма предстартовой подготовки проходит без замечаний. Но погодные условия ухудшаются. Председатель Государственной комиссии получает очередной доклад метеорологической службы с прогнозом: «Штормовое предупреждение». Учитывая важность момента, синоптики потребовали письменно подтвердить получение тревожного прогноза. В авиации посадка – самый ответственный этап полёта, особенно в сложных метеорологических условиях. ОК «Буран» не имеет двигателей для полёта в атмосфере, в первом полёте на его борту не было экипажа, а посадка предусматривалась с первого и единственного захода. Специалисты, создавшие ОК «Буран», заверили членов Государственной комиссии, что они уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не предельный. Решение на пуск было принято.

В 6 часов 00 минут по московскому времени МРКК «Энергия-Буран» отрывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облачность. В течение последующих нескольких часов все находились в неимоверном напряжении, ведь в случае неудачи последствия могли бы быть очень серьёзными. Однако всё обошлось, и в 9 часов 24 минуты 42 секунды, после выполнения орбитального полёта и прохождения почти 8000 км в верхних слоях атмосферы, опережая всего на 1 секунду расчётное время, «Буран», борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлётно-посадочной полосы и после небольшого пробега в 9 часов 25 минут 24 секунд замер в её центре. Над ним, прощаясь, пронёсся самолёт сопровождения... Необычно красивая, правильная и изящная посадка 80-тонного корабля! Просто не верится, что полёт беспилотный. Кажется, что самый хороший лётчик не смог бы посадить «Буран» лучше. Везде, где специалисты и просто причастные к этому полёту люди наблюдали посадку «Бурана», взрыв эмоций.

Огромное напряжение, с которым велась подготовка первого полёта, усиленное к тому же предшествующей отменой старта, нашло свой выход. Нескрываемая радость и гордость, восторг и смятение, облегчение и огромная усталость – всё можно было видеть на лицах в эти минуты. Так сложилось, что космос считается технологической витриной мира. И эта посадка позволила людям на ВПП возле остывающего «Бурана» или у экранов телевизоров в ЦУП вновь ощутить необычайное по остроте чувство национальной гордости, радости. Радости за свою державу, мощный интеллектуальный потенциал нашего народа. Большая, сложная и трудная работа сделана!

…Увы, эта величайшая победа человека над космосом, победа человеческого разума и воли над обстоятельствами, победа советской науки оказалась последним триумфом в истории нашей страны с её затеваемой Горбачёвым «перестройкой»…

В мае 1987 года, за год до старта, на Байконуре побывал генсек Михаил Горбачёв. «Его приезд приурочили к первому пуску ракеты «Энергия», – вспоминает руководитель полётов спецаэродрома «Юбилейный» Сергей Грачёв, участвовавший в программе «Буран». – С огромным цилиндром в 75 т (потом выяснилось, это был образец боевой лазерной станции). На пуск благословил, но улетел днём раньше». По мемуарам «отца» «Бурана», главного конструктора Глеба Лозинского, тогда Горбачёв сказал: «Энергию» мы запустим, а «Буран» вряд ли». И сделал втык министру общего космического машиностроения: «Настроили тут минаретов!»

Пока лидер СССР ездил по стране и рассказывал, как они с Рейганом «дали по рукам мировой военщине» и предприняли шаги по демилитаризации космоса, старт «Бурана» всё-таки произошёл…

Триумф учёных правительство отметило холодно — просто передало привет. А генконструктор тихо сказал: «Эх, теперь нас закроют». «Буран» свозили в Ле Бурже в 1989 году «на горбу» новенькой «Мрии». 12 апреля 1991 года на авиапараде он последний раз был на свежем воздухе. Программу свернули в 1993, а всё, что осталось от «Бурана», — макет, как украшение в парке культуры. Хотя документа о закрытии программы нет до сих пор.

После развала Союза «Байконур» был разделён между казахами и россиянами. «Казахам зачем «Буран»? Только на цветмет, никто за ним не следил, — с горечью продолжает рассказ Сергей Грачёв. — Так и стоял в монтажном корпусе, построенном ещё в 60-е для лунной ракеты. 13 мая 2002 года огромный пролёт прохудившейся крыши рухнул на «Буран» и остатки ракеты «Энергия». Куда потом делись обломки — неизвестно. Хотя каждая плиточка представляет огромную историческую ценность. На территории находились ещё три планера орбитального корабля. Два макетных и один лётный».

К 1991 году один из лётных кораблей был готов к полётам на 90%. Находился в специальном монтажно-заправочном корпусе. Он до сих пор там, но полностью раскурочен: вырванные с мясом провода, загаженные отсеки, побитые иллюминаторы. Была идея продать в музей за границу, но увы. Створки ворот, высотой более 50 метров, просто заржавели и не открываются. И даже если бы его удалось оттуда вытащить, то перевезти уже невозможно. Потому что водных путей в Казахстане нет. Чтобы погрузить на наш огромный самолёт «Мрию», нужен специальный кран, а он пришёл в негодность. Потому погружать «Буран» просто нечем. Стоит и гниёт.

Что же дальше было с «Бураном»? А «Бурана» больше нет. Кроме того одного-единственного раза советский шаттл больше не летал в космос. Почти 15 лет забытый и заброшенный, покрытый ржавчиной он простоял в одном из ангаров «Байконура», пока его не завалило обломками сгнившей кровли. Всё это время было не до него. Талоны, карточки, разруха, бандиты и «новые русские» в малиновых пиджаках — вот что надолго для сотен миллионов людей стало насущной реальностью вместо очередных космических свершений.

По материалам интернет-сайтов.

Позже опубликовано в № 46 (1203) газеты «Брянская правда» от 16 ноября 2018 года.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет