Курс — на народовластие, на социализм. К 10-летию принятия новой редакции Программы КПРФ

  • Posted on: 31 January 2019
  • By: koms
Рубрика: 

Как-то так случилось, что за предновогодней суетой оказалась забыта одна весьма значимая для нашей партии дата. В декабре минувшего года исполнилось 10 лет со дня принятия XIII съездом КПРФ новой редакции Программы Коммунистической партии Российской Федерации. Видно, редко стали заглядывать в этот документ. А ведь каждый из нас в заявлении с просьбой принять в ряды Компартии обязательно писал: «Программу партии признаю». Те заявления мы писали каждый по-своему, в «свободной форме», но эти три слова были обязательны. И «признаю» означало у каждого: обязуюсь следовать программным установкам, клянусь их выполнять.

УЖЕ ВО ВВОДНОЙ части главного партийного документа записано: «Коммунистическая партия Российской Федерации ведёт бескомпромиссную борьбу против реставрации капитализма, разрушения Союза ССР и уничтожения Советской власти. Стратегическая цель партии — построение в России обновлённого социализма, социализма XXI века».

Ориентируя общество на социализм XXI века, Программа КПРФ решительно отвергает любые попытки пересмотра марксистско-ленинской концепции первой фазы коммунистической формации. Как и прежде, «КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации человека человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда. Это общество высокой производительности труда и эффективности производства, достигнутых на основе научного планирования и управления, применения наукоёмких и ресурсосберегающих технологий. Это общество подлинного народовластия и развитой духовной культуры, стимулирующее творческую активность личности и самоуправление трудящихся». (Выделено в документе. — В.Т.).

Социализм ХХI века не может быть копией социализма ХХ столетия. Во-первых, потому, что после победы Великой Октябрьской социалистической революции в стране была острая «необходимость «доделывать» многие накопившиеся в капиталистическом обществе проблемы». Во-вторых, как отмечается в партийной Программе, «наша страна выступила первопроходцем социалистического строительства», а поэтому были неизбежны просчёты, ошибки, порой граничащие с преступлениями; естественно стремление в ХХI веке их не повторять и максимально избежать новых изъянов. В-третьих, если бы даже кто-то поставил задачу возродить копию социализма ХХ столетия, её решить было бы невозможно, что хорошо известно из материалистической диалектики.

Куда значимее другая грань этого положения: цель в Программе КПРФ поставлена не абстрактно, не размыто, а конкретно, с указанием временных рамок — преодолеть реставрацию капитализма и построить социализм в XXI веке. В первой попытке социалистического созидания нам потребовалось на то, чтобы выйти на завершающую стадию строительства социализма, около 70 лет. Значит, партийной Программой не предусмотрено время дремотно сидеть под укромным кустиком и ждать, когда сама собой падёт в руки груша власти и по щучьему велению начнут превращаться в реальность прекраснодушные мечты об обществе социальной справедливости, устремлённом к социальному равенству.

Да, Программа КПРФ — это не технико-экономическое обоснование с точным указанием дат и необходимых ресурсов. Но этот стратегический документ чётко ориентирует на неотложную, постоянную борьбу с общественным устройством, покоящимся на эксплуатации человека человеком. Именно поэтому первый раздел нашей Программы начинается ёмкой установкой: «Российские коммунисты считают, что принципиальный спор между капитализмом и социализмом, под знаком которого прошло ХХ столетие, не завершён. Несмотря на временные отступления революционного движения, современная эпоха представляет собой переход от капитализма к социализму». (Выделено в документе. — В.Т.).

Исключительно важно, что Программа КПРФ указывает лишь на отступление революционного движения, но нигде не даёт повода для рассуждений об отказе от него. Наоборот, она утверждает, что КПРФ призвана действовать как революционная партия и потому, что она «руководствуется марксистско-ленинским учением», и потому, что «ведёт свою родословную от РСДРП — РСДРП(б) — РКП(б) — ВКП(б) — КПСС и КП РСФСР, … является их правопреемницей на территории Российской Федерации», и потому, что уже в программе-минимум главного документа партии записано, что «в современных условиях КПРФ считает необходимым установить власть трудящихся, народно-патриотических сил, … национализировать природные богатства России и стратегические отрасли экономики, доходы этих отраслей использовать в интересах всех граждан…».

Программа КПРФ не только положительно отвечает на вопрос, сохраняет ли наша партия свой революционный характер, но и столь же определённо указывает на её социальную базу. Более того, ясно подчёркивается неразрывная связь между заменой капитализма социализмом в России и социальной базой КПРФ. В принятом XIII съездом Коммунистической партии Российской Федерации главном документе читаем:

«Капитализм сам создаёт предпосылки для установления более совершенного общественного строя. Главная материальная основа неизбежного наступления социализма состоит в обобществлении производства. Движущей силой этого процесса был и остаётся человек труда, рабочий класс. Научно-технический прогресс ведёт к коренному качественному и структурному обновлению рабочего класса города и деревни… В результате складывается передовой отряд, ядро рабочего класса. В нём коммунисты видят свою главную социальную опору. К нему они в первую очередь обращаются со своими идеями, содействуют осознанию и реализации трудящимися их интересов в национальном и международном масштабе. В руках этой авангардной силы судьба не только России, но и всей человеческой цивилизации».

Думается, более определённо о роли рабочего класса, о его месте в борьбе с капитализмом, об отношении между ним и Коммунистической партией едва ли можно сказать. К этому можно лишь добавить: по только что опубликованным данным Росстата, в РФ среди занятого населения в 2017 году было 9,6 миллиона индустриальных рабочих квалифицированного труда, 9,1 миллиона операторов машин и механизмов, около 6 миллионов рабочих, занятых в оптовой и розничной торговле, около 6 миллионов рабочих низкой квалификации, которые трудятся в промышленности, строительстве, транспорте и связи, 1,7 миллиона квалифицированных рабочих сельского и лесного хозяйства. В сумме это 30 миллионов наших соотечественников. В России нет другого класса, который по численности превышал бы рабочий класс.

И когда при такой ситуации продолжаются разглагольствования об отсутствии в нашей стране рабочего класса, то, пожалуй, таких людей надо сажать в клетку вместе с кенгуру и политиками, рассуждающими о неклассовом социализме. Это будет точным выполнением известной ленинской рекомендации. Между тем такие «аналитики» встречаются и в рядах КПРФ. Вероятно, они не знают ни реальной жизни, ни Программы своей партии. И обыкновенные булки у них либо растут на деревьях, либо их выпекают дерипаски, вексельберги, прохоровы и их подельники.

В новой редакции Программы КПРФ, принятой 10 лет назад, не просто поставлен вопрос о рабочем классе как социальной базе партии. В ней определены основные направления повседневной деятельности коммунистов в пролетарской среде. Во-первых, Программа предусматривает, что «КПРФ будет всячески содействовать осознанию широкими слоями трудового народа их интересов, определяющей роли рабочего человека в спасении Родины, в повороте страны на путь прогрессивного развития. Непременное условие достижения этих целей — повышение политической активности трудящихся, вовлечение их в общенациональное движение за возрождение социализма, за свободу и целостность России, за восстановление Союзного государства». (Выделено в документе. — В.Т.)

Во-вторых, Программа КПРФ ориентирует все отделения партии, все партийные комитеты на «взаимодействие с профессиональными союзами в экономической и политической сферах, в формировании классового самосознания рабочих, крестьян и интеллигенции, в активизации их борьбы за свои права».

В-третьих, партия считает необходимым «проведение акций в поддержку справедливых требований трудовых коллективов, наёмных работников, безработных и ветеранов, учащихся, создание широкой сети объединений сторонников КПРФ».

В-четвёртых, Программа КПРФ предусматривает, что «партия организует и поддерживает различные формы внепарламентской и парламентской борьбы, включая массовые протестные акции, забастовки и другие формы гражданского сопротивления, предусмотренные международными конвенциями о правах человека».

ОБРАЩАЯСЬ К ПРОГРАММЕ КПРФ, мы находим в ней не только важнейшие стратегические цели, но и конкретные задачи нынешнего этапа классовой борьбы. Дело в том, что в этом документе есть раздел «Три этапа развития страны». Он исходит из того, что «партия видит три этапа мирного достижения своих стратегических целей». Ясно, что мы всё ещё никак не можем выкарабкаться за пределы первого этапа. «На этом этапе решается задача установления демократической власти трудящихся, широких народно-патриотических сил во главе с КПРФ». (Выделено в документе. — В.Т.)

Примечательно, что даже на этом этапе Программа КПРФ категорически исключает какое-либо сотрудничество с буржуазией. Она исходит из ленинского принципа недопустимости союзов (проще говоря, игры в поддавки) с классовым противником. Наоборот, ставится противоположная по своей классовой направленности задача: для установления власти трудящихся «коммунисты организуют народные массы в борьбе за их социально-экономические, политические интересы, возглавляют выступления людей труда, ветеранов и молодёжи в защиту своих законных прав».

Речь идёт не только об организации классовой борьбы пролетариата и других групп трудящихся против всевластия частной собственности и класса буржуазии, заинтересованной в сохранении эксплуатации человека человеком. Чтобы выиграть в этой борьбе, необходимо коренным образом изменить не состав правительства, а тип государства. В Программе партии однозначно заявлено:

«В Россию вернулось антагонистическое противоречие между наёмным трудом и капиталом. Государственная машина, поддерживающая такой порядок, в полной мере выражает интересы и волю крупной буржуазии, её верхушки в лице олигархии».

В такой ситуации нельзя не вспомнить В.И. Ленина. В работе «Государство и революция» он писал:

«Свержение буржуазии осуществимо лишь превращением пролетариата в господствующий класс, способный подавить неизбежное, отчаянное сопротивление буржуазии и организовать для нового уклада хозяйства все трудящиеся и эксплуатируемые массы.

Пролетариату необходима государственная власть, централизованная организация силы, организация насилия и для подавления сопротивления эксплуататоров, и для руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического хозяйства.

Воспитывая рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный взять власть и вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождём всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии».

Ставя задачу «установления демократической власти трудящихся», Программа КПРФ предполагает переход государственной власти к рабочему классу и его стратегическим союзникам. В главном партийном документе «формирование правительства народного доверия» рассматривается не как коалиция КПРФ с буржуазными партиями, а как способ отстранения буржуазии от власти. В нём прямо ставится вопрос о том, что трудящимся «овладение рычагами государственной власти позволит устранить катастрофические последствия реформ, восстановить основные политические и социально-экономические права граждан, вернуть народу и взять под контроль государства собственность на неправомерно присвоенные основные средства производства. Национализация создаст прочную экономическую основу дальнейших преобразований».

В.И. Ленин обращал особое внимание на классовый характер государства:

«Эксплуататорским классам нужно политическое господство в интересах поддержания эксплуатации, т.е. в корыстных интересах ничтожного меньшинства, против громаднейшего большинства народа. Эксплуатируемым классам нужно политическое господство в интересах полного уничтожения всякой эксплуатации, т.е. в интересах громаднейшего большинства народа, против ничтожного меньшинства современных рабовладельцев, т. е. помещиков и капиталистов.

Мелкобуржуазные демократы, эти якобы социалисты, заменявшие классовую борьбу мечтаниями о соглашении классов, представляли себе и социалистическое преобразование мечтательным образом, не в виде свержения господства эксплуататорского класса, а в виде мирного подчинения меньшинства понявшему свои задачи большинству. Эта мелкобуржуазная утопия, неразрывно связанная с признанием надклассового государства, приводила на практике к предательству интересов трудящихся классов, как это и показала, например, история французских революций 1848 и 1871 годов, как это показал опыт «социалистического» участия в буржуазных министерствах в Англии, во Франции, в Италии и других странах в конце XIX и в начале XX века».

В новой редакции Программы КПРФ, принятой XIII съездом партии, не только поставлена задача замены буржуазного государства на рабоче-крестьянское, но и, с учётом опыта трёх русских революций ХХ века, указаны основные направления решения этой важнейшей задачи: «КПРФ будет активно возрождать и развивать непосредственное народовластие: местные Советы народных депутатов, советы трудовых коллективов, комитеты самоуправления и самозащиты, поддерживать введение контроля трудящихся за исполнительной и представительной властью».

Наконец, в этом документе прямо поставлен вопрос о замене буржуазного парламентаризма советским народовластием: «На референдум будет вынесен вопрос о восстановлении в полном объёме советской системы государственной власти».

Внимательный читатель, увидев упоминание о референдуме, пожалуй, иронически хмыкнет: опыт трёх русских революций ХХ столетия убедительно доказал, что вопрос о власти решается совсем не на референдумах. И он будет, конечно же, прав. Однако надо учитывать, что новая редакция Программы КПРФ принималась в декабре 2008 года, когда российское буржуазное государство через угодливое Федеральное собрание провело пресловутый закон о политических партиях, потребовав при этом, чтобы ему соответствовали не только уставы партий, но и их программы. Это одна из причин постоянного подчёркивания в главном документе КПРФ только мирного характера коренной смены общественно-экономического строя, абсолютизации легальности, усердного поклонения парламентским методам политического противостояния труда капиталу (референдум — одна из таких парламентских форм)…

Вполне допускаю, что это всё же не единственная причина. Но было бы неверно её роль начисто отрицать. Не случайно мы находим в документе такое значимое положение: «КПРФ выступает за мирный переход к социализму. Вместе с тем, как сказано во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, власть обязана заботиться о нуждах народа, чтобы он «не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения». При этом КПРФ в своей Программе 10 лет назад недвусмысленно заявляла трудовому, нещадно эксплуатируемому народу России: «Сложившийся в стране режим, проводя антинародную политику, сам роет себе могилу». Но сам он в эту могилу не отправится, тут требуются твёрдая решимость и немалые усилия пролетариата как физического, так и умственного труда. А КПРФ в своей Программе взяла обязательство «организовывать народные массы в борьбе за их социально-экономические, политические интересы», возглавлять их выступления.

Программа КПРФ также ясно определила первоочередные задачи государства трудящихся: его «представительные органы власти и правительство обеспечат условия безопасности и независимости страны, создадут гарантии от попыток творцов «нового мирового порядка прибрать к своим рукам природные богатства и производственную базу России, станут всемерно содействовать экономической и политической реинтеграции республик преступно расчленённого Советского Союза».

Важное достоинство Программы КПРФ состоит также в том, что, опираясь на ленинские заветы, она предостерегает партию от возможных ошибок, способных ослабить её авторитет как в рабочей среде, так и в обществе в целом. В частности, новая редакция партийной Программы, принятая XIII партсъездом, требует, чтобы были обеспечены «демократизация внутрипартийной жизни, целенаправленная работа по формированию партии трудящихся масс, исключающей явления бюрократизации и вождизма, систематическое обновление всех выборных партийных органов и руководящих кадров, депутатского корпуса».

В Программе партии также указывается: «КПРФ рассматривает парламентскую борьбу как борьбу классовую, в которой недопустимы компромиссы с антинародным курсом нынешней власти». Главный руководящий документ партии в качестве важнейшей задачи предусматривает «создание условий, которые не допускают появления политических перерожденцев, карьеристов, использующих своё пребывание в партии для достижения корыстных целей, подрыва её авторитета».

Все эти предостережения нацелены на то, чтобы построить работу партии с максимальной эффективностью. Бесспорно, что определять каждодневную деятельность партии, каждого её члена призвано ключевое положение Программы: «КПРФ убеждена: спасение Отечества — только в возрождении советского строя и следовании по пути социализма». (Выделено в документе. — В.Т.).

Наверное, 10 лет — подходящий срок, чтобы на одном из ближайших пленумов ЦК КПРФ осуществить тщательный разбор того, что успела партия сделать по выполнению задач, поставленных в Программе КПРФ, к решению каких программных положений только-только приступила, а что требует неотложных мер по срочному наверстанию упущенного.

Виктор ТРУШКОВ.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
4
Средняя: 4 (1 оценка)