Как в Рогнединском районе реализуют федеральную программу по развитию льноводства

  • Posted on: 29 December 2019
  • By: koms
Рубрика: 

Волнительно впитывать бравурные сообщения брянских СМИ о рекордных урожаях зерна и картофеля, не виданных доселе темпах развития брянской промышленности, широкомасштабном строительстве важных социальных объектов, модернизации системы здравоохранения, росте зарплат граждан и т.д. И чуть ли не по всем показателям мы либо лучшие в ЦФО, либо сразу вслед за столицей...

Слушаешь этот полноводный поток победных реляций, и жалко становится чиновников – как бы не надорвались от чрезмерного рвения в непомерной заботе о благе простого народа. Но народ – вот неблагодарные! – недоумевает: если область динамично развивается и прирастает в финансах, то почему не прирастает в тощих кошельках пенсионеров и большей части работающих граждан? Почему цены на услуги ЖКХ и товары растут, как на дрожжах?

Ответ на поверхности: многие «достижения» в экономике либо сильно преувеличены, либо вообще не заслуживают того, чтобы ставить их в заслугу чиновникам. Великое дело – два года назад отремонтировали здание Дома культуры в рогнединском селе Снопот, которое не ремонтировалось более тридцати лет. Но как всё обставили? Естественно, инициатором стала партия власти «Единая Россия» и, естественно, работы велись в рамках надуманного партийного проекта. Но при этом ремонт финансировался на деньги налогоплательщиков. В Снопот в окружении свиты зачастила депутат Госдумы В. Миронова – своеобразный партийный куратор проводимых работ, «свадебный генерал» на значимом для селян событии. Её приезды в старинное село широко освещались в местной газете, словно речь шла о стройке века. На самом деле власть исправила свою недоработку в плане содержания объекта культуры в надлежащем состоянии. Кстати, после строителей остались недоработки.

Показуха, сомнительная статистика побед в экономике, социальной сфере раздражают людей. Мы живём в районах и хорошо знаем реальную ситуацию на местах, видим, какими методами зачастую прирастает нынешняя брянская экономика. Так, в 2018 году в Рогнединском районе реально намолотили не более двух тысяч тонн зерна, а отчитались за 28 тысяч...

А вот другой пример. В 2016 году заговорили о намерении руководства ООО «Брянский лён» реанимировать рогнединский льнозавод. Открывали его два года, раз за разом перенося дату запуска оборудования. За это время смонтировали линию короткого волокна, обновили электропроводку, а всё металлическое, что находилось в здании котельной и сохранилось на прилегаемой территории, было порезано на металлолом. Где-то заменили окна, подладили крышу производственного цеха, покрасили стены. По федеральной программе поддержки развития льноводческой отрасли новыми хозяевами предприятия было получено порядка 20 миллионов рублей. Тогда же в СМИ сообщили, что ввод завода в эксплуатацию даст возможность создать десятки рабочих мест для рогнединцев, а району – иметь дополнительные налоговые пополнения в бюджет. Но уже тогда было очевидно, что затея с возобновлением и, тем более, развитием в Рогнединском районе отрасли льноводства, заведомо обречена: завод путём еще не заработал, а учредитель ООО «Брянский лён» С. Тарасов почти все земли хозяйства в Рогнединском и Дубровском районах продал. Теперь, чтобы самим культивировать лён и обеспечивать трестой заводы в Дубровке и Рогнедино, земли приходится арендовать. По-хозяйски ли это?

Не исключено, что С. Тарасов намерен в ближайшем будущем поставить крест на Рогнединском льнозаводе.

Предположение подкрепляется и другими фактами. Так, руководство «Брянского льна» вначале обещало наладить работу в две смены. Но если это удавалось сделать в 2018 году и частично – в начале 2019-го, то в последующем не всегда получалось организовать работу и в одну смену. В мае 12 работников, обеспечивавших производство волокна, дружно уволились: им задерживали зарплату несколько месяцев. Обманутые люди направили в районную прокуратуру заявления с просьбой о взыскании денег с работодателя. В свою очередь прокуратура обратилась в областную инспекцию по труду с запросом проверить, почему филиал «Брянского льна» – сельхозпредприятие «Исток», базирующееся в деревне Вороново Рогнединского района, и за которым числились работники льнозавода, задерживало зарплаты. В ответе начальника правового отдела данной инспекции сообщалось, что «проверить указанные в запросе прокуратуры факты нет возможности, так как обнаружить офис не удалось». Каким-то невероятным образом он просто испарился: «Исток» отсутствует по месту регистрации. Но чудес не бывает, жители деревни наблюдали, как в один из дней к офису подъехала машина, в которую загрузили бумаги, компьютеры и увезли в неизвестном направлении. Скорее всего, документацию либо надежно упрятали, либо уничтожили, чтобы скрыть махинации.

Охранники предприятия не получили зарплату за декабрь 2018 года и не получают с июня 2019-го. Они всё еще надеются, что когда-либо деньги им вернут. А вот устроившиеся недавно на работу пять человек (это они сейчас возрождают славные традиции Рогнединского льнозавода) оказались предусмотрительнее: договорились с руководством, что в конце смены они получают на руки по 1 тысяче, но при этом не расписываются в платёжной ведомости. Впрочем, ведомости как таковой и нет. Налицо так называемая «теневая» зарплата, когда между работодателем и работниками отсутствуют правовые отношения, которые и обязуют работодателя производить отчисления в Пенсионный фонд, налоги в бюджет, гарантировать безопасные условия труда и т.д. Кроме того, работники, обслуживающие линию по выпуску готовой продукции, не расписываются за соблюдение правил техники безопасности, их не обеспечивают средствами защиты, необходимыми в условиях вредного для здоровья производства: респираторами, спецодеждой и т.д. Открытые узлы агрегатов не заглушены защитными кожухами, что может привести к серьёзной травме.

Создаётся впечатление, что владельца завода всё это не волнует. Из людей, которые после смены еле передвигают ноги, угробляют свои лёгкие налётом пыли и грязи, стараются выжать всё, что можно. Ради денег. Когда охранники потребовали погасить задолженность по зарплате, начальники только развели руками: вы приписаны к ООО «Исток», там и просите. А «Исток» в финансах давно истёк. Круг замкнулся. Охранники пока дежурят, надеясь на совесть начальства. Только это сомнительно, так как они, как и рабочие цеха, не оформлены по договору, не записаны в штат и получают зарплату налом по устной договорённости. Фактически и те, и другие никакого отношения к предприятию не имеют. В любое время их могут вышвырнуть за порог без денежной компенсации.

Что же получается? Завод – призрак, работники – призраки? В Рогнединском районе завод не зарегистрирован и не ведёт легитимную хозяйственную деятельность. А если бы был зарегистрирован в другом регионе, то здесь числился бы филиалом. В этом случае работникам присылали бы листки для сверки начислений по зарплате. Но этого нет. ООО «Исток» также не ведёт хозяйственную деятельность, хотя там временно числятся два человека. Ситуация явно с криминальным душком. Не случайно ли год назад оставил свою должность генерального директора ООО «Брянский лён» и выехал из района В. Папко, затем – его заместитель, директор льнозавода С. Артёмов? Что называется, от греха подальше?

Понятно, что для собственника предприятия главная задача – максимальная эксплуатация работников для получения максимальной прибыли. Но куда смотрели муниципальные власти, почему не замечали или не хотели замечать очевидного беззакония? Кроме того, не могли не знать о сомнительных методах ведения бизнеса С. Тарасовым. На заезжего бизнесмена правоохранительными органами заведено дело по факту мошенничества на сумму 9 миллионов рублей, в результате чего прекратил существование СПК «Тюнинский». Теперь, похоже, печальная участь ждёт и льнозавод.

В этом году тресту заготовили, говорят, хватит до следующего урожая, но её качество оставляет желать лучшего. Треста в рулонах переувлажнённая, местами поражена гнилью, перемешана с листьями деревьев и сорной травой. И таких рулонов много. Какую-то часть уже сожгли. Хорошего волокна из такого льна не получить. Прибыль из него не покроет затрат на выращивание урожая, эксплуатацию техники, на зарплату – хотя бы и теневую. Не по этой ли причине руководство завода зажимает людям зарплату?

Когда я готовил этот материал, мне напомнили, что льнозавод – частное предприятие, а частник, мол, что хочет, то и делает со своей собственностью. Так-то оно так, но, как говорится, за державу обидно, за родной Рогнединский район. В 80-х годах Рогнединский льнозавод занимал лидирующие позиции в Российской Федерации, награждался переходящими Красными знамёнами. Поэтому мы надеялись, что с появлением команды С. Тарасова подзабытая отрасль возродится. Тем более, что государство выделяет огромные деньги на производство льносырья и готовой продукции, создание новых рабочих мест. А получился полный пшик. Как подметил председатель областной Думы В.И. Попков муниципальному руководству во время своей летней встречи с жителями района: «Что вы тут затеяли на льнозаводе мышиную возню? Двенадцать человек всего работают…»

А сейчас последние рубежи некогда традиционной и славной отрасли района отстаивают всего пять человек. Как говорится, доработались. Жители посёлка уже привыкли, что если со стороны льнозавода окрестности накрывает глухой гул, значит, жив ещё курилка. Но этот гул надрывный, обреченный…

Мнение Ивана Ивановича Кубатина: «Мой стаж работы директором Рогнединского льнозавода – 25 лет. Это было мощное предприятие, на котором работало до 350 человек, в три смены, на трех агрегатах по производству длинного и короткого волокна. Наша продукция была востребована во многих регионах Советского Союза и за его пределами. А то, что происходит там сейчас, на развитие не похоже. По моему мнению, у руководства нет настроя серьёзно заниматься льноводством.

Плохо, что не заготавливают собственные семена. А это значит, весной придётся покупать их втридорога. Качество вырабатываемого волокна будет низким до тех пор, пока линию не доукомплектуют такими необходимыми агрегатами, как трясилки, дезинтегратор, которые очищают волокно от костры. Поэтому, думаю, у завода при такой хозяйственной деятельности нет будущего. Ну, а то, что людей обманывают с зарплатами, что между руководством и работниками нет правовых отношений, а есть лишь устная договоренность, то все происходящее на предприятии кроме как анархией не назовёшь. Если не сказать больше».

Виктор Игнатов,
Рогнединский район.

P.S. Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что на Дубровском льнозаводе, принадлежащем ООО «Брянский лён», во время производственных работ погибла 47-летняя женщина. О происшествии сообщили в управление СК РФ по Брянской области. Как установили следователи, трагедия произошла утром 21 декабря на территории цеха по производству короткого волокна: металлическая лопасть смертельно травмировала женщину, несчастная скончалась на месте происшествия. Возбуждено уголовное дело о нарушении требований охраны труда, повлекшем по неосторожности смерть человека. Следствие даст оценку сотрудникам предприятия, которые отвечают за соблюдение правил безопасности на предприятии.

Опубликовано в № 1 (1260) газеты «Брянская правда» от 1 января 2020 года.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет