Грандиозная фальсификация. В.Д. Захарова о «реконструкции» усадьбы А.К. Толстого

  • Posted on: 8 September 2016
  • By: koms
Рубрика: 

Пятого сентября на Брянщине отметили 199 лет со дня рождения своего великого земляка — Алексея Константиновича Толстого. Именно здесь, в селе Красный Рог, сохранилась единственная в стране усадьба классика русской литературы. Слыла она любимым местом обитания поэта, окрестностям которой Толстой посвятил немало вдохновенных строк в стихах и письмах. «Это хорошее и спокойное место, где славно пишется», — сообщал он Б.М. Маркевичу.

За более чем двухвековую историю существования была усадьба свидетельницей разных событий — и радостных, и горестных. Погибнуть ей не дали энтузиасты. Последние три десятка лет упорной борьбы общественности защитили литературную жемчужину от попыток власть имущих застроить её территорию, окружающий ландшафт под сомнительные утилитарные нужды и уничтожить парк.

В 2014 ГОДУ, в Год культуры, национальному памятнику культуры был вынесен смертный приговор. Могильщиком выступил областной департамент культуры (директор — Н.А. Сомова) при активной поддержке минкультуры РФ.

Как это ни прискорбно, но причиной грядущей гибели усадебного комплекса стало предстоящее в 2017 году 200-летие со дня рождения А.К. Толстого, а с ним — пьянящий дух наживы от 400-миллионных вложений в восстановление усадьбы и сопутствующих мероприятий. Чиновники пытаются внушить людям мысль, что если под юбилей не «выбить» средства, то «потом не дадут». Будто бы усадебный комплекс нужно восстанавливать только к юбилею, а потом — хоть трава не расти.

Распил бюджетных средств начался в 2011 году. На ремонт Дома-музея и прочие «шалости» было израсходовано более 6 млн. рублей. Простояв два года, здание оказалось изношенным на 50% и готовится к очередному ремонту-реконструкции по ущербному проекту архитектора А. Перова, заявившего на общественных слушаниях проекта в 2013 году: «В историческую достоверность не вдавался. Пытался облагородить существующее здание». Корреспонденту «Российской газеты» архитектор-реставратор (!) сказал, что его задача «не восстанавливать всё до последней детали. В противном случае надо всё разобрать и построить деревянный дом, как это было в то время, когда жил поэт. Кто хочет такой реставрации? И нужна ли она?» («РГ-Неделя», 2015 г., №256). Власти упорно не желают вместо разрушающегося новодела строить деревянный дом, как было при Толстом. От Толстого решили вообще избавиться.

В 2013 году Брянский департамент культуры отыскал в столице фирму ЗАО «Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П.М. Третьякова», бурная деятельность которой требует отдельного расследования. В апреле 2014 года Брянский областной краеведческий музей объявил торги с ограниченным участием «на разработку проекта реконструкции объектов усадьбы, благоустройство парка» в литературно-мемориальном Музее-усадьбе А.К. Толстого. Цена лота — 12167450,54 руб. Как видим, речь идёт не о восстановлении памятника культуры, а о его реконструкции и благоустройстве. Контракт «выиграла» вышеназванная фирма как единственная участница торгов, хотя подобные работы никогда не выполняла. Спустя три месяца минкультуры РФ выступило заказчиком проекта научной концепции восстановления усадьбы. Счастливчиком в торгах опять оказалось ЗАО «НИНЭ им. Третьякова».

В итоге успешно проведённой «операции» на горизонте многострадальной усадьбы появился сотрудник вышеназванной фирмы Р.В. Прокопишин, в ту пору студент 3-го курса вечернего отделения МАРХИ (Москва), не имевший профессиональных знаний и тем более опыта в сфере восстановительных работ на мемориальных объектах, однако проявивший себя к этому времени в мошеннических финансовых операциях, о чём свидетельствуют материалы дела №А40-60712/2010 арбитражного и апелляционного судов г. Москвы. Однако это обстоятельство не смутило заказчиков, и Р.В. Прокопишину была поручена разработка двух проектов: восстановления усадьбы А.К. Толстого Красный Рог и НИР «Концепция воссоздания усадьбы А.К. Толстого». Результатом стал 300-страничный «труд», никакого отношения не имеющий к науке. Для увеличения объёма Р. Прокопишин и его соавтор С. Смирнов по нескольку раз вставляли в «труд» одни и те же куски текста. Но не это главное, а главное то, что техзадание, выданное минкультуры РФ, не включило в концепцию А.К. Толстого как писателя, а усадьбу и окружающий ландшафт — в качестве литературного памятника. Дух Толстого и его творчество изгнаны окончательно.

В аннотации к «труду» сказано: «Разработка концепции предполагает создание сценария совместного функционирования на территории (внутри и вовне) охранной зоны федерального памятника (жителей села Красный Рог, гостей усадьбы и туристов) с целью реализации первостепенной социальной задачи: формирование среды жизнедеятельности, способной обеспечить повышение качества жизни населения села Красный Рог и других окружающих усадьбу поселений».

И вот уже на территории усадьбы и в местах, воспетых в стихах поэта, неким студенческим архитектурным «Бюро 4-е измерение» МАРХИ спроектировано «доступное для жителей и гостей пространство, место отдыха, собраний с театральной сценой, конференц-зал, летнее кафе, детский городок, два спортивных корта для игры в городки и крокет, смотровая площадка на водокачке». Под графскую конюшню решено приспособить баню бывшего пансионата. Все перечисленные объекты они намерены возвести непосредственно в усадьбе, где их никогда не было. Как выразилась журналистка местного телевидения, «Толстому понравилось бы». В аннотации прописана стоимость студенческих фантазий — 3,5 млн. рублей.

Историческая справка «научной» концепции состряпана из текстов других проектных материалов без кавычек и ссылок на источник. Это передирание чужих работ привело ко многим курьёзам, обнаружив незнание Прокопишиным биографии А.К. Толстого и его творчества, истории усадьбы и реалий сегодняшнего дня. Отсюда вымышленные периоды жизни владельцев усадьбы, которые, кстати, в ней никогда не жили, кроме А.К. Толстого. Исходя из собственных измышлений, Р. Прокопишин изобразил в мемориальном парке густую тропиночную сеть с цветным покрытием из резиновой, керамической и мраморной крошки, гордо заявив, что это его ноу-хау.

Вдоль вымышленных тропинок пейзажного парка предложено разместить 160 светильников и столько же скамеек-пергол. Для прокладки электрокабеля и установки фонарных столбов потребуется проведение земляных работ, что приведёт к повреждению корневой системы 200-летних посадок. По всему парку «натыканы» беседки и скамейки, которых никогда не было в мемориальном парке из-за его малой площади. Если ещё учесть то, что музей-усадьба открыт для посещений экскурсантов с 10 утра до 18 часов вечера, то освещение пейзажного парка оказывается бессмысленным. Подобных бессмыслиц в проекте немало.

Перекроив усадебную территорию дорожно-тропиночным разноцветьем, автор проекта принялся за село Красный Рог, являющееся историческим поселением, входящим в зону охраны памятника. Здесь он спланировал объекты, отсутствовавшие при жизни Толстого, — некие «Боярские палаты XVI века», а в 100-летней деревянной школе, построенной родственником А.К. Толстого в память о графе, рекомендовал организовать кузнечные, столярные и гончарные мастерские, хотя село испокон веку было торговым, а не ремесленным. Эта «стряпня» и стала темой магистерской диссертации, по сути — дипломной работы студента-вечерника МАРХИ.

Добрались и до праха А.К. Толстого. Последний приют поэта — некрополь с родственными могилами и усыпальницей Толстых возле древней деревянной церкви Успения — не избежал реконструкции. Особенно пострадала церковь, у которой изменили форму куполов и окраску строения, нарушив цветовую символику православного Богородичного храма и тем самым — закон №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия».

Обратимся к творчеству соавтора этого проекта — С.И. Смирнова, лесовода и охотоведа. Ему достался окружающий ландшафт и толстовский лес, которым Толстой посвятил 14 стихотворений, две баллады, рассказ и более 20 описаний в эпистолярном наследии.

С. Смирнов быстро переориентировал этот природный комплекс в некий охотничье-лесоводческий кластер с мудрёным названием «туристско-рекреационное функционирование», придумав ему синоним — «народный парк». В нём он предлагает разные виды отдыха: от охотничьего туризма до тренировочной базы со стрельбой по муляжам животных.

Заметим, что понятия «народный парк» и «охотничий туризм» в федеральном законодательстве отсутствуют, как и их статус. Причем авторы концепции признают, что «на данный момент порядок осуществления туристской деятельности на участках лесного фонда в лесном законодательстве практически не обозначен». Создание «народного парка» в толстовских угодьях противоречит ряду федеральных законов и кодексов. Но это не помешало авторам за этот проект «срубить бабки» ещё и на конкурсе «Наука — Брянщине».

В борьбу за «бабки» включился и краеведческий музей, приняв участие в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире». Его сотрудник В. Алексеев за проект «Заветные тропинки А.К. Толстого» выиграл грант на сумму в полмиллиона рублей на музеефикацию прилегающей к усадьбе территории. Но радоваться нечему, поскольку представленные в проекте объекты не подлежат восстановлению: их облик неизвестен и на их месте находятся частные владения. Автор проекта заявил, что никто не собирается восстанавливать объекты. Планируется установить в усадьбе щиты (модули) с названием объектов и указателями направления к ним без устройства «Заветных тропинок А.К. Толстого».

Пока общественность возмущалась по поводу варварской концепции, в это время кипела работа по первому контракту: готовился проект реконструкции пяти мемориальных объектов — трёх флигелей, прачечной и погреба. Проигнорировав исторические документы, архитекторы Р. Прокопишин и А. Перов так реконструировали названные объекты, что от них, кроме фундаментов, ничего похожего на мемориальный облик не осталось. Все постройки обрядили галереями и помпезными крышами, превышающими сами здания, изменили внутреннюю планировку.

Самый чудовищный замысел возник у проектировщиков в отношении единственного сохранившегося объекта времён основателей усадьбы —погреба Разумовских. Решено убрать земляную насыпь над погребом, заменив стеклянным покрытием с макетом усадьбы и смотровой галереей, а в погребе устроить экспозицию, посвящённую «семейству Разумовских-Перовских». Других помещений для основателей и первых владельцев усадьбы места в музее не нашлось.

Нарисовав эскизный проект, авторы и заказчик зачастили в Главгосэкспертизу за его утверждением, надеясь до конца 2015 года «выбить» очередные миллионы. И «выбили»: 163,2 млн. рублей из федерального и 60 млн. рублей из областного бюджетов. Попытки общественности привлечь внимание минкультуры РФ, прокуратуры и организаций, стоящих на страже культуры, заканчиваются отписками и пересылкой обращений общественников к местным властям, которые и затеяли это безобразие при поддержке минкультуры РФ. Начальник отдела контроля в сфере культурного наследия министерства Г. Сытенко в своём письме в адрес жалобщиков категорически заявил: «Никакие дискуссии не должны останавливать реализацию проекта». Спросим: даже если он ведёт к утрате памятника культуры?

Нарушителем закона №73-ФЗ является само министерство, выдавшее техзадание на превращение усадьбы писателя в турбазу с уничтожением мемориальных объектов и утвердившее проект концепции без публичных слушаний. Проект же реконструкции мемориальных объектов держится в строгом секрете от общественности.

Три местные общественные организации по защите историко-культурного наследия Брянщины, добивающиеся пересмотра проектов, отчаявшись достучаться до властей, самостоятельно устроили общественное обсуждение проекта реконструкции усадьбы, но натолкнулись на мощное противодействие субподрядной организации в лице ректора БГИТУ, попытавшегося сорвать мероприятие.

Между тем злополучное ООО «НИНЭ» заказало проведение историко-культурной экспертизы некоему ООО «Забир» (г. Казань) и 9 сентября 2015 года получило Заключение (Акт), которое обязано было согласно Положению правительства РФ №569 разместить в Интернете в течение 5 дней.

Спустя 9 месяцев материалы были размещены на сайте департамента культуры и вызвали, мягко говоря, недоумение специалистов своей безграмотностью, нелогичностью выводов, нарушением Положения о ГИКЭ и несоблюдением закона №79-ФЗ о сохранении культурного наследия. Эксперты одобрили уничтожение памятника культуры!

Вердикт рабочей группы специалистов трёх общественных организаций по защите культурного наследия Брянщины однозначен: проект должен быть направлен на повторную экспертизу. Но уверенности в том, что мнение общественности будет учтено местными властями, нет никакой.

Между тем до юбилея А.К. Толстого остаётся один год, а «выбитые» у правительства миллионы — без движения. Местные власти вознамерились устроить «пир во время чумы» возведением «потёмкинской деревни» на месте мемориального объекта. Планируется провести очередной ремонт здания-новодела, выдаваемого за толстовский дом. На месте сгоревшего деревянного дома построен кирпичный с нарушением планировки и внешнего облика. 200-летний фундамент бывшей деревянной постройки не выдерживает нагрузки кирпичного монстра и разрушается. Не работают гидроизоляция и кровля, но местные власти намерены реанимировать здание на момент юбилейных мероприятий, «запихнув» в него приобретённые «по случаю» многомиллионные экспонаты, не имеющие к Толстому прямого отношения.

Уничтожив среду обитания, вдохновлявшую поэта, дельцы-невежды лишают нас возможности получать нравственный заряд от его художественного творчества, подкреплённого живыми иллюстрациями объекта культуры.

Для мемориального объекта достоверность — главный принцип, но в подходе к усадьбе А.К. Толстого он полностью исключён. Большего надругательства над памятью поэта трудно придумать.

 

Валерия ЗАХАРОВА.
Координатор инициативной группы «В защиту А.К. Толстого»,
лауреат премии им. А.К. Толстого «Серебряная лира»,
автор монографий об А.К. Толстом и усадьбе Красный Рог.

Газета «Правда»
Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов пока нет